Правила в жизни ребенка
1. Наличие правил в жизни ребенка является важным условием его полноценного развития.
Наличие правил в нашей жизни делает ее более упорядоченной и безопасной. Например, мы знаем, что есть правила дорожного движения, и поэтому мы знаем, как нужно вести себя на дороге, и чувствуем себя более уверенно, так как понимаем, что большинство людей тоже будут стараться соблюдать эти правила.
Так и у ребенка — существование правил помогает организовать его поведение, сделать его более упорядоченным, а мир для ребенка более предсказуемым.
Кроме того, так или иначе с определенного момента правила появятся в жизни ребенка. Это может произойти, когда ребенок идет в детский сад или школу. И тогда хорошо если ребенок приобрел опыт согласования своего поведения с правилами до этого, еще дома. Тогда ему будет легче принять правила, которые существуют в других местах.
2. Правил не должно быть слишком много.
Также постепенно по мере освоения правил можно будет добавлять новые, так как часть старых правил станут просто естественным поведением или привычкой. Например, можно ввести правило, что приходя с улицы, ребенок моет руки. И постепенно это правило может стать хорошей привычкой, за выполнением которой не надо следить.
3. Важно чтобы правила не вступали в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.
Бесполезно требовать у ребенка выполнение того, что противоречит его естественным потребностям. Например, если вы водите правило, что все в семье едят по расписанию, то это расписание должно быть по времени приближено к тем периодом в еде у ребенка, которые соответствуют времени, чтобы ребенок смог проголодаться и захотеть есть.
Или у детей может быть выражена исследовательская потребность, ребенок может захотеть залезь в лужу, посмотреть ее глубину и т.п., а вы хотите, чтобы он не испачкал новую одежду. И иногда бесполезно вводит как правило запрет на хождение по лужам, проще одеть ребенку резиновые сапоги и ту одежду, в которой это можно делать.
4. Правила необходимо согласовать взрослым между собой.
Рекомендуется, прежде чем вводить правила для детей, обсудить родителям и другим взрослым, которые участвуют в воспитании ребенка, их между собой. Так как если правила у родителей окажутся разными, то может случиться путаница. Ребенок тогда может не понимать, какие правила соблюдать, если родители требуют разное, или научиться манипулировать родителями.
5. При введении правил необходимо пояснить ребенку, зачем они нужны.
Необходимо пояснить ребенку целесообразность правил на доступном ему языке и с использованием примеров. Так как это создает для ребенка понимание, что правила — это не прихоть родителей, что они важны, так как обеспечивают безопасность или здоровье.
Если ребенку больше 4х лет, то рекомендуется составить список правил вместе с ребенком, он даже может принять участие в их формулировании. Или найти сказки, истории, мультфильмы, где есть правила и обсудить это с вашим малышом. Спросить у него: для чего появились правила в этой истории? Что поменялось, когда они появились? Давай и мы придумаем правила для себя!
В таком случае ребенку будет легче согласиться с появлением правил в его жизни.
6. Чем ребенок младше, тем более правила должны быть представлены каким-либо наглядным образом.
Чтобы ребенок мог легко и быстро запомнить правила, их рекомендуется сделать более наглядными. Для этого можно использовать картинки, рисунки, наклейки и т.п. Правила можно зарисовать вместе с ребенком в виде понятных ребенку картинок. И обращаться к ним по мере необходимости. Можно рядом с правилом отмечать каким-либо образом (звездочки, смайлики), когда ребенку удалось их выполнить, и радоваться вместе с ним.
7. Количество правил и их формулировка следует соотносить с возрастом ребенка.
Чем младше возраст ребенка, тем правила рекомендуется делать более конкретными, чтобы они были понятны ребенку. Например, после игры каждый убирает за собой игрушки. И для подростка не стоит формулировать те правила, которые он уже и так выполняет, кроме того их может быть уже больше.
8. Некоторые правила могут быть гибкими.
В свое время Ю.Б.Гиппенрейтер предложила такой интересный взгляд на правила: она предложила распределить все правила по четырем цветам, почти как цвета у светофора.
К зеленому цвету отнести те правила, которые устанавливает и определяет сам ребенок для себя. Например, в свое свободное время он выбирает, во что он хочет играть или вообще как он его хочет провести. Т.е. правила, которые относятся к зеленой зоне, это правила, которые устанавливает сам ребенок.
К желтому цвету относятся правила, где обозначены определенные границы или варианты, из которых ребенок может выбирать. Например, ребенок может сам решать во сколько он делает уроки, но к 19.00 уроки должны быть сделаны. Т.е. к желтой зоне относятся правила, где ребенок действует сам, но в определенных рамках, заданных родителями.
Дальше идет ораньжевая зона. Сюда относятся определенные правила, но которые могут меняться при особых обстоятельствах. Например, ребенок спит в своей кровати, но если приснился страшный сон — малыш может придти к маме.
И, конечно, есть красная зона — это правила, которые ни при каких условиях не меняются, обычно они касаются безопасности ребенка или других людей. Например, правило о том, что нельзя залезать на подоконник.
Такое распределение правил по цветам помогает и самому ребенку увидеть, что есть зоны, где он может действовать более самостоятельно, а значит не чувствовать сильного давления и контроля со стороны родителей. И иногда это важно для родителей, чтобы не ощущать себя «монстрами», которые только тем и заняты, что следят за соблюдением правил и наказывают.
9. Желательно, чтобы правила выполнялись всеми членами семьи (где это возможно).
На детей всегда большее воздействие имеет пример взрослого. Когда они видят, что взрослый тоже соблюдает эти правила, тогда они выражают меньше сопротивление правилам.
Но могут быть правила, которые связаны с возрастными особенностями ребенка и заботой о его здоровье. Например, правило о том, что дети идут спать в 22.00. Многие ребята начинают говорить, что они не пойдут спать, так как все не идут. В таких случаях необходимо пояснить, что оно связано с заботой о его здоровье, дети ложаться спать раньше, так как устают быстрее.
10. При несоблюдении правил наступают последствия.
К сожалению, правила не всегда работают, если у них нет последствий. Мы знаем это на своем опыте. Если бы при несоблюдении правил дорожного движения не было штрафов, то их гораздо чаще нарушали.
Рекомендуется, чтобы последствия у правил вытекали из самих правил. Тогда они легче принимаются ребенком. Например, если ребенок намусорил в комнате, то он сам убирает этот мусор.
Ребенок должен знать о последствиях за несоблюдение правил заранее, чтобы он был уже к этому готов. Тогда эти последствия меньше оцениваются ребенком как обидное наказание, а скорее воспринимаются как восстановление ущерба или исправление ошибок. Но никто не гарантирует, что ребенок будет это делать с удовольствием.
Кстати, и последствия за нарушения правил можно обсудить и придумать вместе с ребенком. Вы увидите, что дети готовы это обсуждать, и потом легче выполняют последствия, так как они же сами их придумали.
Можно напоминать об этих последствиях в форме предоставления выбора ребенку как действовать, например: ты можешь сделать уроки до 15.00 и пойдешь с нами гулять, или ты можешь делать их дольше, но не сможешь с нами интересно провести время. Другой пример: ты можешь сейчас вести себя спокойно и помочь маме быстро купить продукты в магазине, или ты можешь баловаться, занимать время, но тогда дома мама не сможет с тобой поиграть, так как все свободное время ты уже занял в магазине.
И тогда родителям очень важно выполнять те последствия, которые они проговорили. Так как если ребенок увидит, что они не выполняются, то через некоторое время он начнет игнорировать и сами правила.